Статьи

Образование через науку. Каждой университетской лаборатории — малое инновационное предприятие

14 мая 2010 Рубрика: Аналитика, Интервью, Технологии Ключевые слова: образование, инновации

Проблема сохранения преемственности поколений, создания условий для закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий — одна из важнейших для развития инновационной экономики и обеспечения безопасности государства. О путях решения этих вопросов беседа с Анатолием АЛЕКСАНДРОВЫМ, ректором ведущего инженерного вуза страны — Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана.

Анатолий Александрович, Бауманский университет славится своим преподавательским корпусом, а как сегодня происходит его пополнение? Молодые кадры в Бауманке редкость или?..

Анатолий АЛЕКСАНДРОВ: Проблема молодых кадров — это прежде всего проблема преемственности и сохранения научных и педагогических школ. Особенно остро она встала перед высшими учебными заведениями в 90-е годы. Молодежь уходила в те сферы, где была возможность обеспечить себе и своим семьям комфортные жизненные условия. Огромным достижением руководства университета стало сохранение в то непростое время профессорско-преподавательского коллектива. Сейчас средний возраст преподавателей МГТУ составляет 45–50 лет. Практически он не отличается от показателя советского времени. Но надо отметить тенденцию последних пяти лет — количество молодых преподавателей ежегодно увеличивается на 8–10 человек. Так что молодые кадры в Бауманке не редкость! На сегодняшний день они составляют 20 процентов от общего числа преподавателей университета.

Откуда приходит пополнение?

АА: Прежде всего это наши выпускники, рекомендованные на преподавательскую работу. Большинство из них успешно оканчивают аспирантуру и после защиты кандидатских диссертаций остаются работать на кафедрах, совмещая научную и преподавательскую деятельность.

Наш метод подготовки инженера, получивший признание во всем мире как «русский метод», — образование через науку. Еще на студенческой скамье ребята участвуют в научных разработках. Многие из них делают свои первые исследовательские шаги в студенческом научно-техническом обществе, основоположником которого был отец русской авиации Николай Егорович Жуковский, преподававший в Императорском училище в начале прошлого века. Замечу: аспиранты, активно занимавшиеся научной работой в студенчестве, очень быстро адаптируются и в научно-преподавательской среде. Яркий пример — заведующий кафедрой «Колесные машины» Георгий Олегович Котиев. Свою кандидатскую диссертацию он начал писать на старших курсах и пришел в аспирантуру с почти готовой работой. На дописание ее вместо трех положенных ушел всего год. А в возрасте 33 лет Георгий Олегович защитил уже докторскую диссертацию, стал одним из самых молодых докторов технических наук и впоследствии заведующим кафедрой МГТУ.

Конечно, работают у нас и выпускники МГУ, МПГУ, московского лингвистического университета. Но более 60 процентов молодежи — наши, бауманцы.

А как удается удерживать в штате молодых преподавателей? Какие стимулы у них есть?

АА: Один из серьезных стимулов для нашей молодежи — участие в НИРах и НИОКРах. Работа в научных исследованиях университета дает возможность пройти весь цикл создания новой продукции — от стадии инженерного проектирования и подготовки документации до опытного образца. Для настоящего конструктора это очень важно — увидеть итог своего творчества, когда воплощение инженерной идеи имеет конечный, вполне осязаемый результат в готовом изделии, как говорят инженеры, в «железе». Особенность МГТУ в том, что к нам приходит не случайный студент, а тот, кто сориентирован на инженерную, конструкторскую творческую деятельность. Поэтому теснейшая связь фундаментальной и прикладной науки с производством в процессе преподавания позволяет нашей молодежи реализовывать свои творческие возможности. Несомненно, важным стимулом служит государственное признание практической ценности таких разработок в виде премий и грантов. Например, в этом году премия Правительства РФ в области науки и техники была присуждена за разработки медицинского оборудования и мобильных робототехнических комплексов, выполненные в МГТУ имени Николая Эрнестовича Баумана. Кроме того, участие в научных работах — дополнительный источник дохода, так как большинство из них ведется по заказу внешних организаций, в число которых входят как ведущие предприятия страны, так и известные зарубежные фирмы.

Еще упомяну проводимый ежегодно конкурс «Лучший преподаватель университета». Победителям конкурса установлены ежемесячные надбавки к заработной плате в размере 7000 рублей, вручаются удостоверения и значки «Лучший преподаватель университета». На Доске почета МГТУ размещаются их портреты.

Немаловажный фактор для закрепления в университете молодых преподавателей — наше широкое международное сотрудничество с ведущими техническими университетами мира. Сотрудники МГТУ имеют возможность не только стажироваться, но и читать курсы лекций и вести совместные разработки с коллективами таких известных университетов, как американский MIT, университет Рочестера, французские Ecole Politechnique, Ecole Central de Paris, Мюнхенский, Берлинский, Харбинский, Пекинский, Миланский, Туринский, и других университетов мира.

Все знают: Бауманка — мужской вуз. Много ли среди преподавателей молодых женщин-преподавательниц, есть ли у них шансы работать в прославленном вузе?

АА: Шанс не только есть, но и активно используется представительницами прекрасного пола. Несмотря на то что традиционно инженер считается мужской профессией, в МГТУ достаточно большой процент составляют преподаватели-женщины. А среди молодых их более трети! Кстати, среди трех старшекурсников-бауманцев, уже приглашенных работать по проекту «Сколково», — это наша будущая научно-техническая элита — одна девушка!

Вы уже упомянули о большой научной деятельности в МГТУ. А можно более подробно рассказать о том, какой вклад внесли в вузовскую науку молодые ученые — преподаватели вуза?

АА: Более пятидесяти молодых преподавателей принимают участие в исследованиях по приоритетным направлениям науки в составе научных школ университета.

В прошлом году МГТУ имени Николая Эрнестовича Баумана и Российским научным центром «Курчатовский институт» при содействии Госкорпорации «Роснанотех» был организован совместный Научно-образовательный центр «Наноинженерия». Одна из целей его создания — закрепление в науке и образовании научно-педагогических кадров. Путь прост — организуется коллектив, где молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, используя самое современное оборудование. Уже ведутся реальные научно-исследовательские работы по заданиям промышленности, по грантам и государственным программам. Некоторые даже прошли испытания и рекомендованы Государственной комиссией для промышленного освоения, как, например, внутрисосудистый микроробот для диагностики и хирургии, в создании которого принимали участие молодые ученые университета.

Уникальное оборудование, программы стажировок за рубежом, собственные исследовательские проекты, позволяющие достойно зарабатывать молодым преподавателям, открытие новых специальностей, подготовка новых учебных программ и пособий — все это дает возможности для самореализации молодежи в науке и образовании и, конечно, служит еще одним стимулом сохранения в штате университета молодых преподавателей. Наша задача — выявить лучших, создать им условия для реализации и коммерциализации креативных идей. В МГТУ организован и эффективно работает центр молодежного предпринимательства для тех, кто хотел бы попробовать силы в своем наукоемком бизнесе. Каждой лаборатории университета — малое инновационное предприятие — вот эффективная формула организации инновационного исследовательского университетского кластера.

Ольга Дубровина

Источник:

  • «Учительская газета» Он-лайн № 19 (10308) от 11 мая 2010 года

Ссылка:

Карточка организации:

Добавить комментарий

  • 28
  • 29
  • 30
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1