Статьи

Коммерсант Review: У научной группы в мыслях не было делать бизнес

19 июня 2013 Рубрика: Исследования и разработки, Финансирование Ключевые слова: стартап, техноспарк, финансирование, алмазы

В сфере нанотехнологий стартапы могут быть весьма дорогостоящими. Компании по выращиванию алмазов, к примеру, для запуска производства требуется оборудование на десятки миллионов рублей, рассказывает гендиректор «СВД.Спарк» Людмила Поддубная.

Как возникла идея вашего стартапа?

Людмила Поддубная, гендиректор «СВД.Спарк»: Когда создавался наноцентр «Техноспарк», проводился анализ того, какие перспективные разработки есть в Троицке. Один из ключевых партнеров наноцентра, компания «Оптосистемы», которая производит лазеры и оборудование на их основе, в том числе производит CVD-реакторы для роста алмазов. И есть группа в Институте общей физики, которая занимается технологиями выращивания алмазов разного качества и разной чистоты. Эти исследователи работают на установках компании «Оптосистемы». У научной группы в мыслях не было делать из этого бизнес, а «Оптосистемам» заниматься выращиванием алмазов тоже было некогда, у них основная деятельность связана не с этим.

Но после бесед со всеми участниками будущего проекта стало понятно — это перспективная тема, просто до дела руки не доходят. В результате при поддержке наноцентра в этой истории появился предприниматель, то есть я. И моей задачей будет сделать из этого бизнес.

И с чего вы начали?

ЛП: Для начала нужно было понять, кому наши алмазные пластины можно продавать. История сложная, потому что ученые могут вырастить что угодно, проблема в том, что они совершенно не представляют, что будет востребовано.

Активной стадии нашего проекта полгода. За это время мы получили мини-грант «Сколково» и на эти деньги провели подробное исследование рынка. В общем-то это даже сложно назвать исследованием — мы просто ногами обошли значительное количество потенциальных заказчиков в России и за рубежом. Узнали, какие у них требования, какого качества пластины им нужны, на каких условиях они готовы работать. На данный момент у нас готов перечень потенциальных заказов.

На первом этапе развития нашей компании мы начинаем с продажи пластин существующим производителям — тем, кто использует либо натуральные алмазы, либо алмазы других производителей, либо вообще другие материалы (например, кремний). Но постепенно мы будем переходить и на продукты второго передела. Например, дозиметры на основе алмазных детекторов.

Помогает ли вам наноцентр на этой стадии? Или его участие придумыванием проекта так и ограничилось?

ЛП: Наноцентр не инвестировал денег в нашу операционную деятельность, эти средства мы получили от «Сколково» и контракта с Министерством образования. Но наноцентр, во-первых, обеспечивает нас условиями для ведения бизнеса — помогает с партнерами (прежде всего с крупными глобальными игроками), с разработкой стратегии развития, а во-вторых, закупает для нас оборудование, это ключевой фактор для создания производственного участка: четыре реактора, на которых мы будем растить алмазные пластины и оборудование для их обработки. Это производство будет находиться на площадке наноцентра. Мы запустим производство в июне, а на полную мощность выйдем в сентябре.

Этим оборудованием будете пользоваться только вы?

ЛП: Да, наноцентры обычно закупают оборудование под конкретные компании. Бывают какие-то позиции, которые могут использовать несколько компаний. Но этот производственный участок индивидуальный, его сдают в аренду только нам. Мы платим полностью всю предполагаемую сумму аренды, и никто другой на нашем оборудовании больше не работает. По условиям инвестиционного соглашения через пять лет мы выкупим это оборудование у наноцентра по закупочной цене за вычетом выплаченной аренды. То есть это даже не аренда, а некий лизинг. Для нас это очень важный фактор, потому что расходы на оборудование значительные.

И вы рассчитываете, что за пять лет заработаете достаточно, чтобы его выкупить?

ЛП: Да, это тяжелый стартап. В этом бизнесе один из факторов, ограничивающих конкуренцию, как раз в том, что для выхода на рынок нужны существенные инвестиции. Согласно рассчитанной нами финансовой модели, действительно через пять лет мы сможем выкупить все оборудование и плюс к тому сможем покрывать свои операционные расходы. Все-таки алмазы в общем-то не дешевый продукт. А если говорить о продуктах второго передела, то, к примеру, дозиметр для кабинета лучевой терапии сейчас стоит на рынке €20 тыс. Мы планируем, что первую выручку получим уже в этом году, и уверены, что сможем занять заметное место в мировой алмазной индустрии.

Надежда Петрова

Добавить комментарий

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4