Новости

Нано on-line. Семинар «Электронное образование (e-learning) в сфере высоких технологий» в МЭСИ

17 ноября 2009 Рубрика: Производство, Новости организаций, Технологии Ключевые слова: МЭСИ, семинар, образование

Учёба on-line на Западе и Востоке — уже давно целая индустрия. Россия пока отстаёт. Об электронном образовании вообще, и о том, как на его основе можно преподавать нанотехнологии говорили 16 ноября в МЭСИ.

Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ) ещё с 90-х годов последовательно вводит у себя e-learning — электронное образование. Неудивительно, что именно МЭСИ выбрали для семинара на тему «Электронное образование (e-learning) в сфере высоких технологий». Семинар проводился в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ в ходе подготовки масштабного эксперимента по внедрению трансграничного распределенного образования.

По словам президента Международного консорциума «Электронный университет» Владимира Тихомирова, Россия позади развитых стран на несколько поколений образовательных технологий. Пока у нас только начался процесс широкомасштабного внедрения e-learning, на Западе, Японии, Южной Корее через этот рубеж перешагнули ещё в начале текущего 10-летия.

Зачем вообще необходимо развивать электронное образование? «В наши дни объём технической информации удваивается каждые два года, — утверждает Тихомиров. — Таким образом, половина из того, что студент изучил на первом курсе, может устареть к третьему. E-learning позволяет сократить время на замену устаревших учебных программ, или даже просто на их обновление. Кроме того, интенсифицируется процесс переобучения людей, уже имеющих одну специальность. На Западе их процент достигает 80 процентов. Без электронного образования на это не хватит никаких ресурсов».

Елена Тихомирова, директор НИИ Управления знаниями МЭСИ добавляет: «В электронном образовании гораздо больше источников — ведь в любом тексте можно расставить ссылки на дополнительные материалы. Кроме того, появляются новые возможности для национального и международного сотрудничества — технически к преподаванию через сети легко привлечь людей, которые в ином случае до студентов просто бы никогда не доехали». Г-жа Тихомирова также отметила ряд особенностей, без которых e-learning стал бы менее эффективным. «Контроль знаний не должен включать только тестирование, которое тренирует лишь оперативную память. Обязательны специальные групповые занятия по более глубокому усвоению материала. Важна и социальная составляющая обучения: чтобы студенты не только учились, но и общались». По словам Тихомировой, эти элементы составляют базу для электронного обучения в МЭСИ.

Участникам семинара представилась возможность пообщаться с сотрудниками филиалов МЭСИ в Твери, Ярославле и Минске, где активно используются технологии электронного обучения. Как часто и бывает, на практике связь организовать оказалось непросто. Качество звука на выступлении представителей Тверского филиала оставляла желать лучшего, кроме того голосовая информация всё время прерывалась. У минчан не загрузилась презентация, кроме того внезапно связь оборвалась на полуслове. На телемостах, которые последовали дальше, проблем не возникало. Здесь остаётся надеяться, что в процессе обучения, слушатели МЭСИ таких неудобств не испытывают. И, правда — странно было бы качество образования ставить в зависимость от качества связи.

МЭСИ — университет гуманитарный, и интересно было послушать, что скажут технические специалисты о возможностях электронного обучения. Для этого на семинар пригласили Дениса Андреюка — замруководителя службы маркетинга NT- MDT — зеленоградской компании, производящей оборудование для нанотехнологий. «То, что я здесь услышал, меня порадовало», начал Андреюк. — Специалисты МЭСИ правильно подходят к электронному образованию, не ограничиваясь только текстами, придавая серьёзное значение коммуникации между людьми«. По словами маркетолога, эффективность электронного преподавания, несомненно, зависит от интерфейса электронной среды и от людей, которые проводят обучение. Но в технических специальностях, сюда добавляется ещё один неотъемлемый фактор — научное оборудование. »Без практических навыков работы с реальными объектами никто не сможет стать полноценным специалистом в высокотехнологичных отраслях«, — заметил он. Денис Андреюк Денис Андреюк : «Эффективность электронного преподавания несомненно зависит от интерфейса электронной среды и от людей, которые проводят обучение. Но в технических специальностях, сюда добавляется ещё один неотъемлемый фактор — научное оборудование»

Где взять знания и навыки в области нанотехнологий? — Андреюк предложил три источника, со своими преимуществами и недостатками. Во-первых, это национальная нанотехнологическая сеть, создаваемая государством, где головная организация — Курчатовский институт. Во-вторых, общественные организации, прежде всего, Нанотехнологическое общество России. В-третьих, электронные сети лояльных пользователей частных фирм, на чём Андреюк остановился подробнее — как раз такую сеть по всему миру организовала компания NT-MDT. Цель её создания — обеспечить достойный уровень сервиса пользователям, и преодолеть негативные представления, которые складываются о российском сервисе в стране и за её пределами. По словам представителя NT-MDT, в сеть (созданную наподобие социальной) объединены все пользователи приборов компании. Входя в программу, каждый из них может круглосуточно связаться с сервисными инженерами компании, которые работают во всех часовых поясах. Это может быть и переписка, разговор через Web-камеру, через которую можно показать инженеру проблемный узел прибора, чтобы тот оперативно нашёл решение.

Такая сеть не единственный e-learning-проект компании NT-MDT. При поддержке Минобрнауки запущена программа обучения нанотехнологиям, не имеющая аналогов в мире. Уже в 70 образовательных центрах России установлены приборы «Наноэдьюкатор» - который представляет собой учебную мини-лабораторию по сканирующей зондовой микроскопии. Система включает в себя сам микроскоп, учебники, методические рекомендации, лабораторные работы, устройство для заточки зондов микроскопа, мелкие лабораторные принадлежности. Программное обеспечение лаборатории дает взаимодействовать преподавателям, инженерам и студентам on-line, дистанционно управлять прибором, проводить мониторинг действий учащихся и удалённый инструктаж. Один из таких примеров on-line экспериментов по изучению поверхности образца с помощью зондового микроскопа показал из Екатеринбурга профессор Владимир Шур. Он возглавляет Центр коллективного пользования «Современные нанотехнологии», созданный в университете при поддержке Минобрнауки.

По словам руководителя европейского офиса NT-MDT Юлии Алексеевой в Эйндховене (Нидерланды), на западе принят другой подход к обучению: такой программы по унификации образования в области нанотехнологий, как в России, нет, и каждый университет сам решает какое оборудование для этого закупить и какое программное обеспечение поставить. Тем не менее, 30 центров с «Наноэдьюкаторами» обустроены и за границей, в том числе в Эйндховене, а NT-MDT прилагает усилия по организации образовательной сети в области нанотехнологий и в Голландии.

NT-MDT также ведет специальный образовательный портал в области нанотехнологий — asdn.net — совместно с компанией Nano&Giga Solutions, созданной в США нашим соотечественником Анатолием Коркиным, ныне сотрудником Аризонского университета. На портале открыто множество тем, которые могут писать и дополнять специалисты со всего мира. Пользователям портала предлагаются тексты, рисунки, видео, мультимедийные возможности, а также контакты всех учёных, который внесли свой вклад в наполнение сайта.

Присутствовавшим на семинаре было любопытно узнать от вдохновителя сайта — Анатолия Коркина — мнение по терминологии в области «нано». «Забудьте слово наноиндустрия, — сказал он во время телемоста с Аризоной (США) (4 часа утра по местному времени). — Термин бессмысленный и избыточный, а сама наноиндустрия не может быть создана. Это мнение ведущих учёных в своей области. Правильный термин — нанотехнологии». Так процесс электронного обучения коснулся и самих участников семинара.

Источник:

  • Электронное издание «Наука и технологии России»

Ссылка:

Карточка организации:

Добавить комментарий

  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 1