Ученые ИТЭФ сделали новый шаг на пути к разгадке тайны безнейтринного бета-распада

12 мая 2021 Рубрика: Новости организаций Ключевые слова: курчатовский институт, ядерная физика, нейтрино

Специалисты НИЦ «Курчатовский институт» — ИТЭФ в рамках международной коллаборации CUPID-Mo получили новые данные, которые позволят приблизиться к пониманию природы нейтрино. Для этого они провели исследование двойного бета-распада изотопа молибдена-100.

В ходе эксперимента с высочайшей в мире точностью была измерена скорость двухнейтринного распада и получено лучшее в мире ограничение на безнейтринный распад молибдена-100. Возможность провести такие измерения появилась благодаря детекторам нового типа, разработанным в России.

«Получение таких точных данных о двойном бета-распаде стало возможным благодаря установке CUPID-Mo, расположенной в подземной лаборатории на юге Франции. В ней используются детекторы нового типа на основе кристаллов молибдата лития. Эти детекторы работают при сверхнизких температурах и обладают целым рядом уникальных характеристик», — пояснил начальник лаборатории физики слабых взаимодействий НИЦ «Курчатовский институт» — ИТЭФ Александр Барабаш. Ученый отметил, что для создания этих детекторов было выращено 20 кристаллов молибдата лития.

В настоящее время ученые коллаборации CUPID-Mo готовятся к крупномасштабному эксперименту в области безнейтринного двойного бета-распада. Для него потребуется около 250 кг изотопа молибдена-100 и полторы тысячи кристаллов молибдата лития. Ожидается, что новый эксперимент превзойдет по своей точности все планируемые в настоящее время исследования в этой области.

В результате ученые рассчитывают либо обнаружить безнейтринный двойной бета-распад, либо установить новые ограничения на его существование. Это позволит ответить на множество вопросов, связанных с природой нейтрино и сузить область возможных значений его массы.

Результаты исследования опубликованы в журналах Physical Review Letters и Eur. Phys. J. C.

Справочно:
Двойной бета-распад может идти по различным каналам — как с испусканием двух электронов и двух нейтрино (двухнейтринный распад), так и без испускания нейтрино (безнейтринный распад). Основной интерес представляет безнейтринный распад, поскольку именно он связан с фундаментальными вопросами физики элементарных частиц.